Существует довольно много "путешествующих сюжетов", встречающихся в эпосе и литературе если не по всему миру, то на очень обширных территориях, даже без какого-либо культурного контакта между ними. Один из таких сюжетов обычно называют "Брахман и мангуст", по названию соответствующей индийской сказки. Так вот, французы в любви этому сюжету зашли дальше всех. Если точнее — не французы в целом, а жители окрестностей Лиона... Для начала о самой сути этой истории, если вы вдруг ее не знаете. Некое домашнее животное (чаще всего собака, но бывает и кошка или вот тот же мангуст) защищает оставленного без присмотра младенца от опасной твари (обычно змеи, но иногда волка, например). Однако увидев животное в крови, родители (чаще мать, но иногда отец) воспринимают ситуацию неправильно и расправляются с питомцем, решив, что он убил ребёнка. Получается назидательная история о том, как плохо принимать поспешные решения. Этот сюжет можно встретить буквально везде. Такая история о собаке по имени Гинфорт сложилась и севернее Лиона. Там всё по классике: рыцарь, ребёнок в колыбели, убитая собакой змея и смерть самой собаки от рук хозяина. Который, конечно, очень пожалел о своём поступке — настолько, что похоронил пса в специально построенном для этого небольшом склепе. Самое интересное случилось потом. Имела место подобная история или нет (а она ведь и правда может случиться, ничего фантастического) — сказать трудно, но вот могила Гинфорта реально существовала. И вышло так, что она стихийно стала местом поклонения. Местные жители начали воспринимать собаку защитником детей — носить к склепу больных и даже молиться Гинфорту. Сами собой среди местного люда выработались определённые ритуалы. В общем, где-то к началу XIII века Гинфорта уже начали на полном серьёзе воспринимать святым мучеником. Эта парадоксальная ситуация могла бы остаться никому не известной, но в данной местности однажды оказался Этьен де Бурбон — доминиканский монах, инквизитор и известный писатель. И вот Этьен внезапно узнаёт от местных: мол, они почитают некого святого Гинфорта. О таком мученике он, ясное дело, никогда не слышал. Не удивлюсь, если Этьену довелось даже усомниться в своих богословских знаниях. Так или иначе, он решил разобраться: о чём вообще идёт речь? Надо полагать, что по итогам короткого расследования инквизитор порядком офигел. "Крестьяне повадились просить Гинфорта об исцелении своих болезней и об удовлетворении различных нужд, при этом проводя разнообразные ритуальные действия. Рядом с местом поклонения проживала пожилая женщина, которая учила их, какие следует производить ритуалы, какие дары приносить демонам и как вызывать их. Придя на его могилу, женщины делали подношение солью и другими вещами, развешивали пелёнки на окружающих кустах, вбивали гвозди в растущие там деревья, пропускали обнажённого ребёнка между стволами двух деревьев. При этом мать становилась с одной стороны, держала ребёнка и перебрасывала его девятикратно старухе, стоявшей с другой стороны" Этьен де Бурбон поразился даже не самой по себе ереси (инквизитор, как-никак, видал всякое), а безответственности родителей — некоторые ритуалы были просто-напросто опасны для жизни и здоровья, автором описаны даже случаи гибели детей в процессе. Смерти эти местные воспринимали некой жертвой святому. Ну вот, например: "Некая женщина также донесла мне, что видела волка, выходящего из леса и идущего к ребёнку, которого волк (или Дьявол в его образе), если мать к нему не подходила, пожирал. Если же возвратившиеся к ребёнку находили его живым, то относили его к некой реке, протекавшей поблизости, в которую ребёнка девять раз погружали; он получал весьма крепкое тело, если спасался" В общем, языческий культ в полный рост — и это не ирландская глушь, не IX век какой-нибудь: Высокое Средневековье в центре Франции! На юге которой тем временем полыхают Альбигойский войны, что унесут до миллиона жизней — но возле Лиона никто не боится быть еретиком. Что же: как я не раз говорил, жизнь у людей в то время была очень тяжкой, и в такой ситуации за помощью обратишься к кому угодно. Оттуда и "ведьмы", оттуда и такие вот культы кого и чего угодно — лишь бы казалось, что это как-то помогает. К чести французской инквизиции, вопрос решили вполне гуманно: "Мы прибыли на это место, созвали людей и проповедовали против того, что было рассказано. Мы велели выкопать мёртвую собаку и срубить рощу, а кости упомянутой собаки равным образом повелели сжечь, и наказали хозяину земли издать эдикт о взысканиях для тех, кто к указанному месту по упомянутой причине будет приходить" На самом деле, это не очень помогло. Отголоски культа святого Гинфорта аж до северной Италии добрались — легенду о нём пересказывали в Павии. А в самих окрестностях Лиона культ в той или иной мере существовал до... ХХ века. Впрочем, большого вреда от Гинфорта не видели, так что и не особо боролись с ним. Как и со многими другими рудиментами язычества... Так что остаётся только процитировать по этой теме Арона Гуревича: "Помимо исключительного интереса, который представляет сочетание магического ритуала с легендой, пример важен и как свидетельство материнской любви к новорождённым, озабоченности слабым здоровьем многих из них и магической практики, заменявшей медицину в деревне" P.S. Клички с окончанием на "-форт" были характерны для собак во Франции той эпохи, так что имя святого для современников звучало примерно как "святой Шарик". #франция@grand_orient #XIII_век@grand_orient #инквизиция@grand_orient

Теги других блогов: история религия культура